• Главная
  • Новости
  • Как выбрать свою первую стереосистему. Беседа с Сергеем Свитенко («Нота Плюс»)

Как выбрать свою первую стереосистему. Беседа с Сергеем Свитенко («Нота Плюс»)

Вспоминая прожитое в своём увлечении музыкальными записями, заметил, что во все времена, независимо от экономической ситуации и материального положения, хотелось иметь достойную технику для воспроизведения фонограмм. За последние десятилетия развитие электроники шагнуло далеко вперёд… 

Какова же ситуация на современном рынке, как собрать стереосистему «с нуля» и какой бюджет для этого нужен? Учитывая дискуссию на форумах, статьи в СМИ, информацию, полученную на выставках, становится особенно актуальным вопрос: какой именно источник для воспроизведения музыки лучше выбрать в настоящий момент.

Поразмыслив, решил обратиться с такими вопросами к генеральному директору одного из самых старых и авторитетных московских салонов - «Нота Плюс» Сергею Свитенко.

Обозначив при встрече вопросы, намеченное интервью вылилось в доверительную и интересную беседу на тему подбора аппаратуры и общей ситуации на рынке. Конечно, какие-то широко известные и очевидные многим вещи мы проговорили, и я их повторю, но учитывая сегодняшнюю ситуацию, постараюсь правильно расставить акценты, цитируя  слова Сергея. 

Он сразу обозначил принципы работы с потенциальным покупателем. Не позволять пространных рассуждений на запрос клиента: «А предложите мне…»

По его словам, клиент должен чётко знать ответы на два вопроса: что ему важнее, звучание системы или как она выглядит, и сколько она должна стоить.  

Далее, подход к выбору компонентов системы зависит от того, какую музыку слушает клиент. На мой взгляд, при выборе источника это самый важный момент. На каком носителе или в каком формате больше любимой музыки, такой источник и выбирать. 

Тенденция последнего времени - уважаемые производители стали уделять больше внимания дизайну, внешней привлекательности и удобству своей техники.  Есть из чего выбирать. Страшных чёрных ящиков на выставках и в салонах уже не наблюдаю.

Порадую меломанов: Сергей Свитенко заверил, что сегодня также можно подобрать качественную стереосистему начального уровня с любым источником, и что именно сейчас выгодно приобретать дорогую аппаратуру со скидками.

NTA 001 NTA 009

Что такое «начальный уровень»? На данный момент можно говорить о сумме в 200 тысяч рублей за усилитель и акустику. Например, можно рассматривать качественные ламповые усилители тульских производителей за разумную цену, Art Audio Lab или ещё одного отечественного производителя ламповых и транзисторных усилителей S.A. Lab.

NTA 002 NTA 003

А вот с источником сложнее.  

В своё время мне было легко. В середине девяностых компакт-диск широко шагал по миру. Люди пачками выбрасывали грампластинки и кассеты. О катушечных магнитофонах стали забывать. Для начинающего меломана выбор был очевиден.  Что же теперь?

1. Цифровой источник

По мнению Сергея, бюджетный проигрыватель CD исчез как класс. На мои намёки про начальные модели Marantz и Yamaha он укоризненно повертел головой. Достойных моделей проигрывателей компакт-дисков выпускают мало и они весьма дороги, так как рассчитаны на состоятельных владельцев коллекций CD. «Как правило, сейчас в качестве проигрывателя CD дисков используют Blu-Ray проигрыватель, который заменил недорогие CD-проигрыватели практически у всех производителей аппаратуры.»

А вот приобрести отдельный качественный ЦАП имеет смысл всегда.

Во-первых, отдельный ЦАП существенно поднимет качество звучания даже простенького CD-плейера, если подключать цифровым кабелем. Однако, решение Blu-Ray disc player(например, ОРРО) + ЦАП будет гораздо лучше бюджетного CD - плейера.    

Во-вторых, ЦАП нужен для преобразования сигналов, поступающих с компьютера, если последний является источником. При этом Сергей заметил, что «никакая звуковая карта не сможет так же качественно повлиять на звучание, как отдельный специализированный аудио ЦАП».

В-третьих, качественный ЦАП необходим «для воспроизведения потокового аудио сигнала, который все шире используется для воспроизведения  музыкального материала в Hi-Fi системах».

Из рекомендаций салона «Нота Плюс» – ЦАПы австралийской компании Burson Audio. Их стоимость бюджетной никак не назовёшь. Однако Burson производит различные модели, как доступные с  чипом BurrBrown, так и более высокого уровня с ESS Sabre. В салоне «Нота Плюс» можно подобрать преобразователи и других фирм.

NTA 007  

Сергей предостерегает любителей от приобретения дешёвых китайских ЦАПов, появившихся в последнее время в большом количестве.

Файлы высокого разрешения руководитель «Ноты Плюс» однозначно рекомендует покупать на специальных сайтах или скачивать их с сайтов лейблов (звукозаписывающих компаний) за плату. Только тогда можно получить гарантированно высокое качество звука. Причина тому не параметры самого файла (его разрешение), а качество фонограммы-первоисточника, с которого создавали файл и то, «кем и на каком оборудовании проведен процесс оцифровки фонограммы».

2. Аналоговый источник – проигрыватель грампластинок

Прежде чем перейти к выбору воспроизводящей аппаратуры, Сергей дал несколько замечаний по поводу самого винила. Здесь также нужно исходить от желаний и возможностей клиента. Нужен ли ему «первопресс» в коллекцию или «собирается довольствоваться коллекцией пластинок «Мелодия» оставшихся с детства»? Может ли он себе позволить приобрести коллекционные издания, или хочется просто наслаждаться музыкой?  Да и разбираться в этом нужно. С другой стороны, по мнению Сергея, новые релизы, за редким исключением, никуда не годятся. Утрачена культура мастеринга и производства винила с тех времён, когда запись была полностью аналоговая.

При выборе аппаратуры новичкам лучше сразу определиться с предельным бюджетом.  В салоне «Нота Плюс» можно найти и бюджетное решение с качественной «вертушкой» начального уровня, например Rega или Pro-Ject, дополнив их усилителем со встроенным фонокорректором и недорогими пассивными колонками, или активной акустикой Klipsch также со встроенным фонокорректором.

NTA 011 NTA 005

«А если вы хотите построить бескомпромиссный виниловый тракт, то и в этом случае нам есть что предложить от легендарных проигрывателей Michell Engineering  вплоть до уникальных виниловых вертушек Kronos».

NTA 012 NTA 010

В салоне всегда представлены системы с различающимся характером звучания. Главная задача это совместно с клиентом выбрать правильный вектор.

В аналоговом тракте важен каждый компонент, поэтому в «Ноте Плюс» всегда имеется достаточный выбор как самих виниловых проигрывателей, фонокорректоров, аксессуаров для винила так звукоснимателей и сменных игл (картриджей) более 15-ти производителей.

«Кроме всего прочего при покупке проигрывателя можно сразу приобрести себе в коллекцию LP пластинки из более чем 5-ти тысячного ассортимента коллекционных пластинок европейских, американских и японских звукозаписывающих лейблов», добавляет Сергей.

NTA 014 NTA 015

3. Выбор усилителя.

На вопрос какой  выбрать усилитель ламповый или транзисторный, Сергей советует подходить индивидуально в каждом случае. Из известных аксиом, что лампа капризнее и, как правило, дороже, есть исключения. Здесь больше нужно ориентироваться на музыку, и на собственные ощущения. Идеальных систем не бывает.

NTA 004  

«Однако ламповый усилитель в большинстве случаев позволяет получить более комфортный, богатый и мягкий звук. Выбор типа усилителя обусловлен как требованиями технического характера (тип и модель акустики, ее параметры…), так и предпочтениями слушателя (характер звучания, предпочтения в музыкальном жанре, размеры и параметры помещения…)».

4. Выбор кабелей.

Имея техническое образование, Сергей убеждён, что кабели влияют на общее звучание системы, в том числе межблочные и сетевые. Да, многие вещи не всегда можно объяснить с технической точки зрения, но они существуют: «Приходится часто принимать влияние кабелей на звук на веру, так как порой однозначно логично и убедительно сформулировать техническое обоснование изменений в звучании системы подобрать невозможно»…

Салоны уже давно практикуют выдачу кабеля «на прослушивание» под залог. Это лучший вариант - самому сравнить звучание системы с различными кабелями и принять решение.

В заключении, рассуждая о подборе системы и её стоимости, Сергей упомянул расхожую фразу «цена-качество», заметив, что не следует ориентироваться на такой показатель, широко используемый специализированными СМИ. 

Вывод: следуя советам специалистов и прислушиваясь к своим ощущениям можно собрать достойную стереосистему на долгие годы.

Благодарю Сергея Свитенко за беседу и советы по подбору стерео. 

 (с) Дмитрий Филимошин, 30 мая 2016 г.